Викниксор, Бендер и дядя Митя: мастерские перевоплощения Сергея Юрского

Из жизни ушел Сергей Юрский — известнейший актер, народный артист РСФСР. На его счету десятки ролей в кино и театре, он мог мастерски перевоплотиться в самых разных героев. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш рассказал о творчестве актера-легенды.

Сергей Юрский мог быть кем кого угодно. Его деревенский выпивоха дядя Митя был так убедителен, что зрители не сразу понимали, что на экране не старик, а артист в самом расцвете сил.

Юрский был настоящим маэстро: блистал в полсотне фильмов, дублировал зарубежные картины, озвучивал мультфильмы. Сердца миллионов он покорил после первой экранизации «Золотого теленка». Режиссер Швейцер принес Юрскому всесоюзную славу на блюдечке с голубой каемочкой, пригласив сыграть в картине. Именно такого Бендера многие зрители считают лучшим.

Иосифа Сталина играло куда больше актеров, чем Бендера, и, казалось, зрителя уже невозможно удивить, но Юрский справился. Отец народов в его исполнении получился одним из самых правдоподобных в истории кино.

Не все знают, что Юрский – это псевдоним. Его придумал отец Сергея, Юрий, тоже актер. Настоящая фамилия у него дворянская – Жихарев, но ее он скрывал, когда играл в спектаклях гимназии в начале XX века.

Поначалу карьера Юрского-младшего складывалась блестяще: Театральный институт в родном Ленинграде, на втором курсе Большой драматический театр Товстоногова, триумф, зарубежные гастроли, первые роли в кино. А потом затишье: всего восемь ролей в кино за 10 лет, редкие спектакли.

Это началось после командировки в Чехословакию в 1968 году. Позиция в отношении Пражской весны чуть не стоила Юрскому карьеры. Испортились отношения с Георгием Товстоноговым, из-за чего он сильно переживал и даже отказался от роли афериста Ручечника в картине «Место встречи изменить нельзя», а сам выбрал себе роль несправедливо обвиняемого Груздева.

Говорить о вечном — подразумевать день сегодняшний. Такое у него было правило. Сергей Юрский ему следовал, будучи актером, а потом уже и в режиссерском кресле. Так настраивал перед спектаклями своих артистов: 

«Посвящаем несколько минут не магии, а настройке камертона сегодняшнего дня. Не «мы все друзья, мы все вместе», а камертону сегодняшнего дня. Потому что спектакль должен быть сегодняшний».

Он сам писал сценарии и пьесы, а многие из его коллег — Евстигнеев, Филатов, Калягин – считали за честь сыграть под его руководством. 

Источник: mir24.tv

Добавить комментарий